главная галерея видео интервью статьи центр танца
Елена Тарасова: Теория индийского танца. Почему его называют "классическим"?
индийские танцы, индийский танец, кучипуди, болливудские танцы, катхак, Bollywood dance, Елена Тарасова, индийские танцы на праздник, индийская вечеринкаОсновополагающим трактатом, посвящённым теории индийского танца, является "НАтья шАстра" созданная легендарным мудрецом БхАратой. Этот бесценный труд создавался несколько столетий и является "библией" всех исполнителей индийского классического танца. Этим трактатом закреплён канон, который и делает индийский танец "классическим" (лат. classicus - "образцовый"), эти "образцы" приведены в "НАтья шАстре".

Этот древний трактат рассматривает 3 фазы танцевальной композиции: нрИтта, нАтья, нрИтья.

НрИтта представляет собой так называемый "чистый" танец (он очищен от драмы), это танец, "лишенный смысла", повествовательности, содержательности, это танец как таковой, в нашем понимании - это хореография. Им танцовщица старается передать только красоту движения, но не содержание песни;
НАтья - "чистая" драма, драматическое представление; в противоположность нрИтте, это буквально пояснение либо общего смысла сопроводительной песни, либо каждого её слова. Передавая смысл стихов композиции, танцовщица использует богатый язык жестов (хАста мУдра), эмоциональную выразительность (бхАва, рАса) и искусство драматической актрисы (абхинАя). Как правило, в нАтья исполнение не украшается элементами нрИтты;
НрИтья - гармоничное соединение двух указанных выше фаз (нрИтта + нАтья = нрИтья). Это синтез "чистого" танца и "чистой" драмы, это смешение.

"Образцы", предписываемые каноном: 13 движений головы (ширО бхЕда), 9 - глаз (дрИшти бхЕда), 9 - шеи (гривА бхеЕда), 7 - бровей (бхрУ бхЕда), 6 - носа (нАсика бхеда), груди (вАкша бхЕда), 6 - стоп (пАда бхЕда), тела (Анга бхЕда), различные виды танцевальных движений (чАри), поз (карАна, стхАнака, мАндала) и, конечно, знаменитый язык мимики (абхинАя, рАса) и жестов (хАста мУдра).

Танцор может исполнять ту или иную композицию в двух манерах: тАндава и лАсья, это эпитеты Шивы и Парвати - первых божественных танцоров. ТАндава подразумевает энергичную, чёткую, резкую манеру исполнения, присущую в большей степени мужчинам, а лАсья - её противоположность: мягкость, трепетность и изящество, чаще всего демонстрируемые женщинами.

Передавая смысл стихов композиции, танцовщица использует богатый язык жестов, мимики и искусство актёрского представления (абхинАи).

ANGIKAM BHUVANAM YASYA VACHIKAM SARVA VANGMAYAM
AHARYAM CHANDRA TARADI TAM VANDE SATTVIKAM SIVAM

"Твое тело - Вселенная, звук Твоего голоса - языки всего мира, звезды и полумесяц украшают Тебя, мы почитаем тебя, пречистый и благой Шива."

Эти санскритские стихи повествуют о четырёх видах абхинАи: Ангика абхинАя, вАчика абхинАя, ахАрья абхинАя и сАттвика абхинАя.
Ангика абхинАя связана с движениями тела и его частей (рук, ног, плеч, груди), иначе говоря - танцевальными па;
вАчика абхинАя - с речью, конкретнее - с поэзией избранной для воплощения в танце композиции;
ахАрья абхиная - грим, костюм, украшения исполнителя, без которых, выразительность образа считается неполной;
сАттвика абхинАя - "сАттва" означает "чистота", она означает полноту и искренность выражения эмоций, испытываемых танцовщицей на сцене: мурашки по коже, капельки пота на лбу, изменение голоса, цвета лица, дрожь, слёзы и т. п. реакции на естественные обстоятельства в реальной жизни. Это проявление высокого мастерства актрисы.

Основу актёрского мастерства танцовщицы (абхинАя) составляют 9 основных настроений (наварАса) и 50 оттенков эмоций (бхАва).

НаварАса:
- шрингАра - любовь;
- хАсья - юмор, радость;
- карунА - грусть, печаль;
- вИра - героизм;
- рУдра - гнев;
- адбхУта - удивление;
- бхаЯнака - боязнь, страх;
- бибхАтса - отвращение, брезгливость;
- шАнта - спокойствие, умиротворение.

Предметом пристального исследования для легендарного автора Натья Шастры стало и тело танцора. Он делит его на:
- 6 главных частей (Анга): голова, кисти рук, боковая часть торса, талия, грудь, стопы;
- 6 второстепенных частей (пратьАнга): живот, лопатки, руки, спина, икры ног и голени;
- 12 мелких частей (упАнга): глаза, брови, ресницы, зрачки, нос, щёки, подбородок, губы, язык, зубы, челюсти, лицо.
Сложнейшей задачей танцора становится координированное управление ими.

Связаться с автором: Елена Тарасова

197101, г. Санкт-Петербург, ул. Мира, 3, Бизнес Центр "Троицкий", оф. 328
Центр индийской культуры
тел.: + 7 (812) 923 38 40
e-mail: indian.centre@gmail.com