главная галерея видео интервью статьи центр танца
Что такое обучение "по-индийски".
Традиционный этикет в классе индийского танца и музыки.

индийские танцы, индийский танец, кучипуди, болливудские танцы, катхак, Bollywood dance, Елена Тарасова, индийские танцы на праздник, индийская вечеринкаВместо эпиграфа:  dhyana moolam guru murti puja moolam gurur padam mantra moolam gurur vakyam moksha moolam gurur kripa
"Учитель – источник знания, его стопы – исток пуджи, исток мантры - речь учителя, благословения учителя – росток, со временем вырастающий в свободу (=мастерство) ученика". 
gurur brahmA gurur vishnuH gurur devo maheShvaraH gurureva paraM brahma tasmai ShrI gurave namaH
"Гуру - это Брахма (творец личности), гуру -это Вишну (защитник творения), гуру - это господь вседержитель Шива-Разрушитель (уничтожающий в своих учениках недостатки), гуру Высший Свидетель. Такому гуру поклоняюсь я."

Персона педагога (преподавателя, наставника, инструктора, учителя, гуру) в индийской культуре, как вижу это я,  Елена Тарасова, педагог с 20-летним стажем преподавания.
Преподавание индийских традиционных искусств основано на гуру шишья парампаре - это цепь преемственности знания от учителя к ученику. Насколько важна личность учителя в индийской традиции иллюстрируют вышеприведенные цитаты, известные едва ли не каждому индийцу. Настоящего учителя, передающего знания, индийцы приравнивают к богу. Рассмотрим почему.
Имея личностный подход к каждому ученику, настоящий педагог передает ученикам несравненно бОльшее, чем свои профессиональные навыки или даже секреты мастерства. Обучая индийскому классическому танцу, я стараюсь дать ученикам не просто хореографию: я пытаюсь вылепить более совершенное тело, образовать разум, возвысить душу, пытаюсь привить способность учиться, работать над собственной гармонией, художественным вкусом, чувством ритмики и музыкальностью, терпением и терпимостью, вниманием и выносливостью; я считаю, что танец способствует нашему интеллектуальному, духовному, моральному, физическому развитию, он учит нас наблюдательности, анализу, умению смотреть и видеть, слушать и слышать. 
Обучение индийскому танцу - это школа совершенства
, потому что я уверена, что совершенный танцор - это прекрасный человек. 
Душевный-духовный контакт с наставником очень важен для вашего успеха в обучении. Если вам не симпатичен преподаватель, ищите другого или следуйте более сложным путем: измените себя.

В любом классе, студии, школе или академии индийского классического танца, музыки существует этикет, основанный на культурных традициях и обычаях Индии. Изучая индийские искусства, вы постигаете саму Индию. Знание этого этикета поможет вам в обучении. Суть этикетных норм поведения в классе индийского классического танцасводится к тому, чтобы снискать милость учителя.

Учиться по традиционной индийской схеме
 (в скобках даю личные ремарки) означает, что ученик 
- делает все, что от него требует учитель без лишних ремарок, дискуссий, беспрекословно (вопросы можно и нужно задавать в удобное педагогу время);
- принимает на веру и не подвергает сомнению сказанное учителем; 
- не поправляет учителя даже, если он случайно ошибся (спорный момент, зависящий конкретно от характера педагога: кто-то запустит палкой, а кто-то будет очень признателен поправившему ошибку, потому что истину он любит больше себя, в целом тактичная форма замечания в таком случае обязательна); 
- трудится старательно (потому что результаты ученика – показатель степени уважения дисциплины и учителя);
- не надеется на получение нового материала без тщательной проработки и успешной демонстрации предыдущего урока; 
- не задает лишних вопросов (вообще замечу, что в Азии прямо спрашивать учителя, считается неприличным, ученик ожидает, когда учитель сам скажет ему то или иное, это похоже на воландовское "никогда ничего не просите, особенно у того, кто сильнее вас... сам даст...", когда сочтет нужным); 
- не болтает, а внимает: нужно ловить каждое слово учителя (и, главное, размышлять над ним);
- входит в класс без обуви (общеазиатская традиция);
- выглядит пристойно (сари, сальвар камиз с дупаттой, минимум парфюма, длинные волосы убраны, аккуратность, вкус и уместность нужны везде),
- не забывает сделать намаскар лицом к учителю, входя в класс и покидая его (это как "здравствуйте", которое не говорят человеку, повернувшись к нему спиной),
- опоздав на занятие, садится рядом с учителем, и лишь спустя некоторое время просит разрешения присоединиться к уже занимающимся ученикам (традиция); 
- выходит из класса с разрешения учителя (традиция); 
- не сидит в классе выше уровня, на котором располагается место учителя (чисто традиционное);
- никогда не поворачивается к учителю спиной (это невежливо везде); 
- встает, понижает тембр голоса, когда учитель входит в класс, 
- не протягивает ног в сторону учителя, танцующих (опасно, некрасиво, иногда выглядит вульгарно);  
- молчит, когда говорит учитель, и не перебивает его речь (умение слушать - навык, необходимый везде);
- выражает свое мнение, идеи, когда его об этом просит учитель (в класс вы пришли заниматься, а не дискутировать и демонстрировать свои риторические навыки); 
- не проходит между учителем и учеником, если они заняты уроком или беседой,
- не пользуется на уроке мобильным телефоном, 
- не приходит на урок в болезненном состоянии, чтобы не заразить учителя и другим ученикам, 
- не снимает фото и видео без разрешения,
- не забывает поздравить в праздники хотя бы устно, изредка делает знаки внимания и подарки (традиция);
- навещает больного учителя и помогает ему (традиционно ученики жили в доме учителя, практически являясь его слугами),
- интересуется здоровьем, настроением учителя (т.е. просто вежлив и внимателен).

Если вы тщательно проанализируете модель этого поведения, то не найдете в ней ничего экзотического, это простые правила хорошего воспитания, о которых многие ныне забыли, и проявление внимания, почтения, любви, на которые ныне способны тоже немногие. Человечность - это внимание к другим, понимание и сострадание. 
Правила эти исполняются учениками либо формально, потому что так просят делать, или от сердца, потому что иначе "я и не могу, ибо глубоко уважаю"… я видела и то, и другое сотни раз. Для меня первое грустно, ибо показатель неглубокой натуры, второе дорого сердцу...

Я дарю вам секрет успеха во всем и всегда - это любовь, уважение и благодарность. Ключевое слово, конечно, любовь. Любовь к изучаемой дисциплине, уважение к учителю и коллегам-единомышленникам, благодарность всем за все! Задумайтесь об этом. 
Индийский классический танец или  музыка - это бесценное искусство, и вам предоставлена уникальная возможность познакомиться с высоким его стандартом не в знойном климате в тысячах километров вдали от работы, дома, семьи, любимого человека, а в своем городе. Учиться на чужбине, на "индийской" скорости обучения (обучение нескольких лет, медленными темпами и с промежутками на праздники), при "индийском" отношении ко времени ("приходи завтра") сможет далеко не каждый европеец. 
Уважайте получаемые знания об этом искусстве: не бросайте свои тетради, если оставили на полу, не наступайте на них, когда танцуете, старайтесь не забывать их в классе, стремитесь изжить небрежность и неаккуратность в своем исполнении, на проверку учителю представляйте честно отработанный, а не "сырой" материал, потому что обратным вы, увы, выказываете весьма халатное отношение к предмету.  
Уважайте преподавателя, который посвятил изучению этого танца много лет своей жизни и теперь передает свои навыки вам, уважайте его время. Почтение, благодарность и любовь к традиции - ключ к ее освоению. Помните, тонкости мастерства открываются не тем, кто алчно жаждет их принять - этого недостаточно, а тем, кто относится к этому искусству с искренней любовью и почтением. Страсть не то же, что любовь. Искреннее, трепетное отношение и любовь к танцу и учителю, который олицетворяет это знание - секрет успеха в постижении этого искусства. 

Немного практических советов ученикам, опять о том же, иными словами:  

1. лишись гордыни, поскольку она – препона твоего успеха,
2. открой глаза и уши, стань воплощением внимания, зрения и слуха, если ты неспособен внимать, ты необучаем: в этом случае стоит ли тратить время свое и педагога?
3. научить невозможно, можно лишь научиться – истина, проверенная мною лично на опыте 17 лет, я могу грамотно направить и объяснить, иногда даже не вставая с места, при условии, что ученик умеет слушать и понимать сказанное, кроме того, для того, чтобы зажечь вас танцем, вы сами должны быть "воспламеняемым" материалом, т.е. желать научиться. 
4. уважай всех, кто достиг в танце успеха, хороший танцор индийской классики - человек особый. Общайся с этими людьми, выражай им свое восхищение и уважение – они этого достойны, видя искренность твоего отношения, они обязательно помогут тебе дельным советом, поддержат духовно, добрые мысли людей (=благословения) способны творить чудеса, умножай эту силу.
5. не трать времени впустую: займись танцем, сосредоточься только на нем. Ты становишься именно тем, на чем ты фокусируешь свое внимание.
6. забудь о том, что ты платишь «деньги» за обучение, и поэтому тебя обязаны научить – никакие твои деньги не сравнятся с ценностью того, что дает тебе учитель: гармония, здоровье, красота, совершенство, самопознание, радость жизни. 
7. искорени мысль о том, что ты «клиент» и не жди горячего приема, придя в класс индийского танца, скорее всего, ты еще «ноль» в танце: см. снова пункт 1. Не путай класс индийского танца с фитнес-центром, салоном красоты, где тебе (т.е. твоим деньгам) всегда рады, в классе индийского танца тебе придется представлять из себя гораздо бОльшее, чем просто деньги.

Елена Тарасова
Дата публикации статьи 04.04.2013. Связаться с автором вы можете вконтакте

197101, г. Санкт-Петербург, ул. Мира, 3, Бизнес Центр "Троицкий", оф. 328
Центр индийской культуры
тел.: + 7 (812) 923 38 40
e-mail: indian.centre@gmail.com